четверг, 4 октября 2012 г.

Продолжение про грелки - форма и размеры.

Может быть, этот велосипед я изобретала зря, но делюсь, тем не менее.

Сначала отвечаю на вопрос про форму, заданный Леной Смирновой. Грелки такой формы были в нашей семье всегда, их шила моя прабабушка, и у мамы они были. Какой бы стороной вы не надели на чайник такую грелку, носик и крышка сразу попадают в подходящие им места :), что, конечно, очень удобно. Почему было не сделать верхний край ровным, без зубцов, я не знаю, но подозреваю, что будет некрасиво, грелка же деформируется при надевании, и верхний край за счёт зубцов, выглядит лучше, не морщит.
Та грелка, которая у нас сохранилась, маленькая, на наши новые большие чайники не годится. Так что пришлось строить выкройку самой, и это оказалось чуть сложнее, чем я думала. (Но не слишком сложно, конечно).


В результате получился вот такой алгоритм.
1. Сначала надо снять размеры с вашего чайника, как показано на моём рисунке. Надеюсь, понятно, что это нарисован чайник, и как его надо измерить. Я обозначила нужные размеры буквами А, В и С. Фиолетовым пунктиром нарисован контур грелки.


2. Теперь очередь страшных формул :)) (без них грелку на чайник не сшить, понятное дело). Выкройка по форме напоминает корону с тремя зубцами.
С высотой "короны" всё понятно: берём высоту чайника и прибавляем к ней опытным путём полученную константу, равную 4-5 см :)). Или, если чайничек маленький, то 2-3 см.
Про ширину читайте, что я тут понаписала на рисунке, и подставляйте в формулу свои значения. Формулу для вычисления периметра эллипса я по-простому нашла вот в этой статье в Википедии. Там ещё есть формулы, кстати, если кому нужно точнее, для грелок же эта отлично подходит.


Я уже не первый раз сталкиваюсь с задачей, что в быту считать элиптические интегралы не охота, а нужно как-то быстренько сделать красивый эллипс. Вот эта формула мне очень понравилась.

3. Как видите, у меня получилось всё очень удачно - размер выкройки 30*21 см, и это как раз размеры листа А4 (ну на самом деле на полсантиметра побольше, но это не играет роли). Зубцы рисовала на глаз, примерно, ориентируясь на прабабушкин вариант.



Шить потом можно разными способами. Я делала так:

- Точно по выкройке, добавив припуск на швы 0.6 см, выкраиваются по две детали для верха грелки, для подкладки и для утеплителя. Ткань для верха грелки лучше брать плотную, чтобы хорошо держалась форма.
- Сшиваются отдельно две детали верха лицом друг к другу и выворачиваются швом внутрь (чтобы вывернулось красиво, надо конечно, надсечь припуски близко к шву в местах изгиба и в углах). Отдельно же сшиваются друг с другом лицевыми сторонами наружу детали подкладки, и так же неважно какими сторонами детали утеплителя.
- Все три получившиеся шапочки аккуратно и плотно вкладываются друг в друга, край смётывается, выравнивается немного, если надо, и обшивается прямой бейкой шириной 4 см (я это делала вручную).
- Ещё я добавляла немного ручной стёжки между утеплителем и верхом, но это на самом деле не обязательно.


Р.S. Если размеры вашего чайника похожи на размеры моего :)), можете распечатать сразу мою выкройку и расчётами не заниматься. Если чайник немного меньше грелки, это не проблема.

10 комментариев:

  1. Нин, а ты какой институт заканчивала? Очень у тебя с формУлами лихо получается:)).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну заканчивала один, было дело, но это же давно было... Что, сложно звучит, да? Ну ладно, хотя бы сама не забуду, как я это делала :))). (мехмат мгу, ага).

      Удалить
  2. Нина,понравились твои грелки - действительно, форма очень удобная и жизнью проверенная. Беру за основу. Но ты меня своими формулами прям под плинтус загнала! Сижу под плинтусом и думаю тихонько - а если просто измерить толстую талию чайника шнурочком, добавить 3-4 см, чтоб ему не тесно было, потом шнурочек пополам сложить... А? Что б совсем без интегралов? Сильно результат отличаться будет? А красивый эллипс чайник пусть сам своим толстым пузом делает )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, спасибо :). По поводу эллипсов - формула совсем не страшная, честное слово. Но твой вариант конечно же нормальный. :))) Там на рисунке есть размеры моего чайника и размеры выкройки. Если у тебя чайник похож по размеру - то бери их просто. А ещё - если грелка велика, это ничего страшного. По крайней мере, до меня мои предки шили эти грелки без всяких интегралов, просто с достаточным запасом.

      Удалить
  3. Как вовремя наткнулась на твой пост. Давно собираюсь и никак не соберусь сшить грелку на чайник. Ни разу не встречала подобной грелки. Надо будет по экспериментировать. Увидела формула аж напугалась)))), прям профессиональный подход)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, с формулами я наверное перестаралась. Достаточно на самом деле на глаз прикинуть, влезет чайник или нет. У нас в итоге все эти грелки используются, но вот чайники с тех пор уже сменились/перебились. Так что формулы актуальность потеряли. :)

      Удалить
    2. Я обычно по готовым выкройкам шью или на глаз, если простое совсем))

      Удалить
  4. Нина, спасибо! Очень полезный и своевременный пост!

    ОтветитьУдалить
  5. Нина, здравствуйте и большое спасибо за "продвинутую" модель! Незамедлительно опробую! Ваш блог оооочень интересно читать. И полезно) удачи Вам!

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...